Сегодня выгодно продать средний бизнес стало гораздо легче, чем полгода назад. В начале кризиса сделок вообще не было: искали инвесторов многие, но потенциальные покупатели соглашались платить лишь существенно заниженную цену. В конце 2009 года ситуация несколько улучшилась, но компании все равно продавались в 1,5–2 раза дешевле докризисной стоимости. С начала этого года цены начали расти.
В некоторых случаях цены достигли докризисного уровня. Такое оживление произошло из-за того, что экономика начала постепенно восстанавливаться, и платежеспособных покупателей стало больше. Еще больше их будет, когда банки развернут полноценное кредитование юрлиц. Впрочем, даже самые оптимистичные банкиры в ближайшие полгода этого не обещают. Пока что практически все инвесторы покупают бизнес за собственные деньги, хотя до кризиса заемными деньгами пользовались достаточно широко. Сейчас кредиты на эти цели некоторые банки все же выдают, вот только процентная ставка (больше 20–25%) зачастую делает покупку невыгодной, поскольку доход от компании вряд ли сможет покрыть стоимость займа.
Еще одна причина активизации рынка — массовая продажа бизнесменами непрофильных активов. "Для того чтобы поддержать основной бизнес, собственники нередко избавляются от недвижимости и компаний, которые не являются для них стратегически важными", — объясняет генеральный директор компании Solomon-Group Надежда Порунова.
На отдельных рынках начался масштабный процесс укрупнения — это также подталкивает цены на компании вверх. В частности, по словам Надежды Поруновой, укрупнялись и продолжают укрупняться розничные торговые сети, сети автозаправок, а также производители мебели и металлопластиковых окон. "При таких сделках прибыльность покупаемого бизнеса далеко не основной критерий при покупке. Главное, чтобы компания смогла влиться в структуру инвестора", — рассказывает Виталий Струков. Поэтому специалист советует при поиске потенциальных покупателей обратиться в первую очередь к крупным конкурентам — они могут заинтересоваться компанией, даже если она убыточна.
За последние полгода появились бизнесмены, которые полностью продают свой бизнес и навсегда уезжают из страны.
Надежда Порунова говорит: "Среди наших клиентов довольно часто встречаются люди, которые едут начинать бизнес с нуля, например, в Турцию, Испанию или Грецию — в страны, где выходцев из бывшего СССР адекватно воспринимают. Они уверяют, что там гораздо проще работать: раньше бизнес-эмигрантов почти не было".
"Совсем плохо продаются предприятия, где есть оборудование, персонал, однако работа убыточна или производство простаивает", — говорит Надежда Порунова. Собственник, как правило, морально не готов продать его за ту цену, которую предлагает покупатель. Он вложил много времени, денег и сил в свой бизнес и не может смириться с тем, что она стоит значительно дешевле, чем он сам ее оценивает. Поэтому продажа таких компаний может тормозиться не один год.
Для ускорения процесса продажи можно обратиться к посредникам, таким как инвесткомпании или компании по продаже готового бизнеса. "В инвесткомпанию имеет смысл обращаться тогда, когда собственник хочет найти зарубежного покупателя", — считает аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз.
Иностранцам непонятен наш рынок, они не знают юридических нюансов, а посредник, говорящий с ними на одном языке, способен убедить инвестора купить актив. Инвесткомпании могут помочь найти покупателя и внутри страны. Такие услуги, например, предоставляют компании Phoenix Capital, Concorde Capital, BG Capital, Dragon Capital и другие. Если компании необходимо найти покупателя, то подписывается специальное соглашение (retainer), за поиск посредник берет $5–15 тыс. в месяц. На втором этапе, когда покупатель найден, инвестбанк сопровождает сделку.
По словам Евгения Дубогрыза, комиссия за работу таких посредников составляет 1–5%, в редких случаях 10% от суммы сделки. "Комиссия зависит от размера компании: чем больше размер, тем меньше процент. Кроме того, важна отрасль, где работает компания", — объясняет аналитик. По его словам, например, за продажу агрофирмы инвесткомпании могут взять 1–3%, ретейлера — 10–15%, медиабизнеса — порядка 5–10% от суммы сделки. При этом если комиссионные будут меньше $250 тыс., то инвестбанкиры, скорее всего, откажутся от сотрудничества.
Компании по продаже готового бизнеса возьмутся за гораздо меньшую сделку, их интересуют объекты стоимостью от $0,5 млн. Сотрудники таких компаний выезжают на место, изучают предприятие, проводят юридический и финансовый аудиты, а также оценку стоимости бизнеса — минимальная стоимость такой работы $2 тыс. Это занимает около двух недель. Затем консультанты готовят презентацию компаниии и ищут инвестора. При заключении договора такие компании обычно довольствуются 5–7% от суммы сделки, опять же, в зависимости от величины компании.
Плачу сам за себя
"В 2009 году компанию часто оценивали в две-три ее годовые прибыли. Сейчас большинство бизнесов, которые стабильно генерируют денежный поток, оцениваются исходя из пятилетней прибыли, а то и выше", — говорит глава департамента инвестиционно-банковских услуг ИК Concorde Capital Виталий Струков.В некоторых случаях цены достигли докризисного уровня. Такое оживление произошло из-за того, что экономика начала постепенно восстанавливаться, и платежеспособных покупателей стало больше. Еще больше их будет, когда банки развернут полноценное кредитование юрлиц. Впрочем, даже самые оптимистичные банкиры в ближайшие полгода этого не обещают. Пока что практически все инвесторы покупают бизнес за собственные деньги, хотя до кризиса заемными деньгами пользовались достаточно широко. Сейчас кредиты на эти цели некоторые банки все же выдают, вот только процентная ставка (больше 20–25%) зачастую делает покупку невыгодной, поскольку доход от компании вряд ли сможет покрыть стоимость займа.
Еще одна причина активизации рынка — массовая продажа бизнесменами непрофильных активов. "Для того чтобы поддержать основной бизнес, собственники нередко избавляются от недвижимости и компаний, которые не являются для них стратегически важными", — объясняет генеральный директор компании Solomon-Group Надежда Порунова.
На отдельных рынках начался масштабный процесс укрупнения — это также подталкивает цены на компании вверх. В частности, по словам Надежды Поруновой, укрупнялись и продолжают укрупняться розничные торговые сети, сети автозаправок, а также производители мебели и металлопластиковых окон. "При таких сделках прибыльность покупаемого бизнеса далеко не основной критерий при покупке. Главное, чтобы компания смогла влиться в структуру инвестора", — рассказывает Виталий Струков. Поэтому специалист советует при поиске потенциальных покупателей обратиться в первую очередь к крупным конкурентам — они могут заинтересоваться компанией, даже если она убыточна.
За последние полгода появились бизнесмены, которые полностью продают свой бизнес и навсегда уезжают из страны.
Надежда Порунова говорит: "Среди наших клиентов довольно часто встречаются люди, которые едут начинать бизнес с нуля, например, в Турцию, Испанию или Грецию — в страны, где выходцев из бывшего СССР адекватно воспринимают. Они уверяют, что там гораздо проще работать: раньше бизнес-эмигрантов почти не было".
В надежде на процент
Сейчас за адекватную цену легче всего продать компании с быстрой оборачиваемостью капитала: сети магазинов, автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи и т. п. В некоторых случаях цены на эти компании за последние два года не только не упали, но даже выросли. Объясняется это тем, что у таких предприятий, несмотря на кризис, продажи особо не снижались — как правило, спрос на их товары и услуги стабильный, что обеспечивает постоянный денежный поток. Из производственных компаний наиболее привлекательны для инвесторов предприятия по производству потребительских товаров, агрофирмы и высокотехнологичные IT-компании."Совсем плохо продаются предприятия, где есть оборудование, персонал, однако работа убыточна или производство простаивает", — говорит Надежда Порунова. Собственник, как правило, морально не готов продать его за ту цену, которую предлагает покупатель. Он вложил много времени, денег и сил в свой бизнес и не может смириться с тем, что она стоит значительно дешевле, чем он сам ее оценивает. Поэтому продажа таких компаний может тормозиться не один год.
Для ускорения процесса продажи можно обратиться к посредникам, таким как инвесткомпании или компании по продаже готового бизнеса. "В инвесткомпанию имеет смысл обращаться тогда, когда собственник хочет найти зарубежного покупателя", — считает аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз.
Иностранцам непонятен наш рынок, они не знают юридических нюансов, а посредник, говорящий с ними на одном языке, способен убедить инвестора купить актив. Инвесткомпании могут помочь найти покупателя и внутри страны. Такие услуги, например, предоставляют компании Phoenix Capital, Concorde Capital, BG Capital, Dragon Capital и другие. Если компании необходимо найти покупателя, то подписывается специальное соглашение (retainer), за поиск посредник берет $5–15 тыс. в месяц. На втором этапе, когда покупатель найден, инвестбанк сопровождает сделку.
По словам Евгения Дубогрыза, комиссия за работу таких посредников составляет 1–5%, в редких случаях 10% от суммы сделки. "Комиссия зависит от размера компании: чем больше размер, тем меньше процент. Кроме того, важна отрасль, где работает компания", — объясняет аналитик. По его словам, например, за продажу агрофирмы инвесткомпании могут взять 1–3%, ретейлера — 10–15%, медиабизнеса — порядка 5–10% от суммы сделки. При этом если комиссионные будут меньше $250 тыс., то инвестбанкиры, скорее всего, откажутся от сотрудничества.
Компании по продаже готового бизнеса возьмутся за гораздо меньшую сделку, их интересуют объекты стоимостью от $0,5 млн. Сотрудники таких компаний выезжают на место, изучают предприятие, проводят юридический и финансовый аудиты, а также оценку стоимости бизнеса — минимальная стоимость такой работы $2 тыс. Это занимает около двух недель. Затем консультанты готовят презентацию компаниии и ищут инвестора. При заключении договора такие компании обычно довольствуются 5–7% от суммы сделки, опять же, в зависимости от величины компании.
Автор: Константин Дружерученко
Источник: Контракты