10 смертных грехов малого бизнеса в торговле

В 2005 году исполнилось 20 лет малому бизнесу в России. Сначала он появился в качестве кооперативов, потом - в бесчисленном множестве ИЧП, ТОО, АОЗТ,   ООО, ЗАО.
К сожалению, эти 20 лет не пошли на пользу делу, хотя срок не малый, и по идее малый бизнес должен был стать авангардом экономики, уйти далеко вперед и оказывать влияние на все: кредиты, корпоративную культуру, потребление. В реальности - это мертворожденное дитя, рожденное в муках, и доживающее последние годы. Есть много отраслей, где малый и средний бизнес потерпел фиаско, но основной неудачей, конечно, является торговля и общепит.

Есть специфика   России: в нефтяной и газовой отрасли маленьким делать нечего, в ракетно-космической и самолетостроительной - и подавно, автомобилестроение, строительство, связь, транспорт – нет там места бизнесу с годовым оборотом в 15 млн. рублей в год. Остается одна отрасль применения – торговля и услуги населению. Занял ли он там подобающее место, разберемся не спеша!

Что такой малый бизнес в торговле? Ответ прост – все, что укладывается в оборот 15 млн. рублей в год.

Грех первый – дистрофия.

15 млн. рублей в год – в торговле невозможно по определению. Сегодня минимальный оборот необходим 15-30 млн. рублей в месяц. Это необходимо для занятия ниши, получения скидок у оптовых продавцов. Если нет объемов – нет этого всего, а значит, нет конкурентных преимуществ, которые должны выводить в лидеры на рынке. Из-за своей малости бизнес не интересен биржам и вексельным площадкам, поэтому финансирование возможно только банками и частными лицами.

Обратная сторона этой проблемы – невозможность кредитования такого бизнеса с нуля, а именно - предоставления кредитов вновь открывшемуся бизнесу, из-за соответствующих инструкций ЦБ РФ (относительно РВПС), которые не одобряют кредитование заемщика,  которому меньше 1 года с момента регистрации, у которого нет оборотов за последние 6 месяцев и нет кредитной истории. Откуда у только что открывшегося ИП все это может быть – непонятно!!!

Грех второй - непрозрачность.

Большинство субъектов малого бизнеса зарегистрировано в виде Индивидуальных предпринимателей. Форма отчетности – разовая годовая налоговая декларация, книга доходов и расходов, книга покупок и продаж, декларации по НДС. Самое непонятное - годовая декларация: работает бизнес каждый день, а отчитывается - раз в год, мониторинг невозможен, т.к. цифры предоставленные, но не заверенные МНС, не являются полноценными данными. Непрозрачность бизнеса приводит к завышению стоимости займов, что в свою очередь отражается на рентабельности, и вследствие этого - на капитализации.

Грех третий – не умение подать себя.

Большинство представителей малого бизнеса не имеют профильного образования – а именно экономического. Иногда есть понимание бухгалтерского учета, но не более. Считать-то они умеют! Вот только что такое бизнес-план, финансовый план, технико-экономическое обоснование, бюджет – слышат впервые в банке, который требует подать информацию о себе в утвержденных формах. Подать себя умеют единицы, и именно они потом вырастают в средний и крупный бизнес. Финансист или начальник экономического отдела - достаточно дорогостоящий специалист, чтобы держать его постоянно в штате, поэтому заполняют нужные документы либо нанятые консультанты, либо сами работники кредитных отделов банков. Это приводит к решению проблемы в краткосрочном периоде, но поскольку постоянного специалиста нет – нет стратегии и развития.

Грех четвертый – криминальность и административная рента.

В связи с небольшими размерами бизнеса предприниматели очень часто становятся жертвой криминала и коррупции. Да и что они могут противопоставить организованной преступности и чиновникам – только платить, причем столько, сколько скажут. Службы безопасности там нет, размеры бизнеса не позволяют заводить влиятельных знакомых (у них другой социальный статус) – и, как результат, являются фактической базой коррупции и криминала, спонсорами преступности, против своей воли. Крупный бизнес тоже подвержен криминализации, но не районного масштаба – крупный бизнес крышуют и обирают по-крупному на уровне субъекта РФ или вовсе на федеральном уровне. С другой стороны существует практика того, что наоборот крупный бизнес является крышей того или иного чиновника, т.е. крупный бизнес решает свои проблемы сам. Малый бизнес себе такого позволить не может.

Формы отъема и перераспределения крупной собственности -  более цивилизованные, а передел вообще протекает в Арбитражных судах, к таким процессам привлекают адвокатов, аудиторов, оценщиков, банкиров, нотариусов, конкурсных управляющих – что и делает этот процесс более   легитимным и правовым.

Малый же бизнес страдает от отсутствия цивилизованных правил – это тот пирог, который кусают все, причем на районном уровне, каждый клерк берет себе за правило приобщиться к общей кормушке, и риски быть съеденными в десятки раз выше.

Цена вопроса – укрываемые налоги – крохи, которые вряд ли обогатят государство, но которые делают этот бизнес – криминальным.

Еще один аспект: в связи с невозможностью получения банковских кредитов (1 пункт) коммерсант привлекает для раскрутки частные инвестиции, как правило у ростовщиков, которые плотно опекаются организованной преступностью, т.к. риски при предоставлении таких денег очень большие (как проценты, так и условия), у ростовщика имеется силовое крыло. А поскольку судебные разбирательства невозможны,   это точно не судебные приставы.
Вот и получается, что взял ты денег у ростовщика, или просто вынужден платить за охрану и административную ренту - а криминал не обойти.

Грех пятый – нестабильность бизнеса.

Вытекает из первого и четвертого греха. В случае изменений ситуации на рынке приходится просто закрывать бизнес по одному направлению и открывать по другому. Например: торговал пивом, изменились условия, пришлось заняться торговлей хрусталем, потом торговлей кухонной утвари, потом одежды. Бизнес мечется в поисках максимальной доходности, но так и не занимает своего места.

Грех шестой – отсутствие уникальности или узнаваемости в торговле.

То что, продается в малых торговых павильонах, как правило, продается везде, да еще и по более низким ценам с соответствующим сервисом крупных торговых сетей, с всевозможными дисконтами и бонусами, а именно это основное конкурентное преимущество – продавать то, что больше никто не продает.

Пример уникальности можно увидеть в народных промыслах. Эти игрушки или сувениры делаются только там и больше нигде, краска, обработка – все уникально, а потому выдержит любое давление извне. Другой пример – программное обеспечение узкого профиля. Пишет только это фирма, дизайнер по ландшафтам и жилью, специализирующийся на конкретном неповторимом стиле. Есть рестораны, которые несмотря на небольшие финансовые объемы, чувствуют себя очень комфортно. То же самое - бутики известных марок одежды. Вот и получается, что не объемы делают прибыль, а уникальность.

Грех седьмой – отсутствие наукоемкости.

С одной стороны, отсутствие хорошего образования у малого предпринимателя, с другой - нет идей и новаций, потому что нет образования. Человек не может посмотреть дальше, выше, с другой стороны. Коммерсант гоняется за прибылью и доходностью, не ищет уникальности и нестандартного подхода. Невозможность применения высоких технологий снижает конкурентоспособность. Например: отсутствие возможности оплаты по карточке, только за наличные, про кассовые аппараты вообще говорить не будем (!).

Грех восьмой – отсутствие рекламы   и креатива.

Реклама по телевизору - это не по карману малому бизнесу из-за бюджетов, растяжки на улицах - тоже самое, в печатных изданиях и средствах транспорта реклама убога – объявления с картинками, адресами и телефонами – опять же нет креатива. Реклама должна заставлять покупать товар, создавать новую моду, но, видимо, это тоже не под силу малому бизнесу.

Грех девятый – отсутствие профсоюзов, лобби, объединений.

«Если в кучу сгрудились малые - сдайся, враг, замри и ляг». "Опора России" и прочее – это издевательство над идеей объединения и отстаивания общих интересов, за 20 лет люди не сделали ничего для себя самих, ни упростили процедуры, законодательство. Все было сделано сверху от безысходности, от понимания, что в развитых странах малый бизнес - это 50-80% экономики. Да только экономика там другая, другие условия, другие налоги, другие кредиты – и копирование под кальку идей ни к чему так и не привело. Наиболее качественными лоббистами сегодня являются АПК, ВПК, металлурги, автопром. Вот те, кто наглядно показал, как иногда тихо, а иногда в полный голос отстаиваются свои интересы. С них нужно брать пример, а не давать бесчисленное количество комментариев и безнадежных выводов.

Грех десятый – невозможность встройки в глобальную экономику в перспективе.

Действительно, предложить миру российскому малому торговому бизнесу -   нечего.
Газпром понятно, РАО ЖД - тоже, космос, оружие – все это при определенных условия товары и услуги для глобального потребления на открытом рынке.

Малый бизнес со своей торговлей матрешками и самоварами туда не лезет, мода на матрешки и самовары пройдет рано или поздно, слишком технологичное время наступает. В современных интерьерах домов и офисах им скоро просто не будет места, не тот дизайн, не те идеи.

Вывод очень прост: глобальная экономика уже здесь. Мировые торговые титаны: Метро, Икеа, Ашан   здесь уже торгуют.

С их приходом давление возрастает на все ниши, и по нарастающей – хуже всего придется тем, кто в начале пирамиды – малый бизнес, затем придет черед среднего, а затем можно будет заказать реквием и по крупному. Вот и получается, что нет никакой опоры экономики– есть сплошные проблемы. Вместо того, чтобы капитализировать торговый средний и крупный бизнес, создается большое количество мелких неустойчивых непрозрачных игроков.

Не пора ли прямо сказать, что идея малого бизнеса в России провалена, пересмотреть государственную политику и поддерживать действительно глобальных игроков, а малый бизнес перевести в раздел личного потребления и хобби во внерабочее время? Чтоб не скучно, и было чем заняться на досуге – пошел, поторговал в выходные на рынке, душу отвел, пообщался, а в понедельник - опять в мега-структуру на постоянное место работы.

Один из способов решения проблемы малого бизнеса в торговле - это отмена формы хозяйствования – индивидуальный предприниматель. Хочешь торговать на 15 млн. рублей в год – торгуй как физ. лицо, ИНН присвоен каждому.

Налоги с оборота до 15 млн. рублей?   Да пусть лучше вообще не платят, пусть оставляют их у себя и тратят на свое личное потребление – машины, квартиры, отдых, медицина – эти деньги неизбежно будут приходить в экономику и вызывать ее рост.

Такой малый бизнес, честно занимающийся собственным прокормом, будет более полезен, как жировая прослойка от морозов, чем люди занимающиеся сбором бумаг и разрешений, плодящие коррупцию и преступность.
Источник: bankir.ru